Он возвращается из Чечни: без ноги, но живой. Солдат-контрактник Кир воевал, чтобы заработать денег на свадьбу. И теперь он идет домой, где ждут друзья и невеста. Голосует на дороге… Свист тормозов и знакомый до боли крик: "П-А-Ц-А-Н-Ы"! А потом появляются и сами "пацаны" - те, что погибли на войне, спасая Кира.


Живые и ушедшие. Впечатления от фильма "Живой"

Россия 21-го века успешно продолжила горькую традицию века минувшего по участию в войнах разной степени локальности. И вот опять фильм о войне, точнее, о людях, которые никак не могут вернуться к мирной жизни. Война, боль, ненависть внутри, они не дают подняться до милосердия, понять силу прощения. Кажется, что может быть плохого в сопереживании осиротевшим детям, молодой вдове - это такие человеческие и светлые чувства. Человеческие - да, но света в них мало. Потому, что это сочувствие не действенно. Страх перед чужим горем оказывается сильнее доброты. Вернувшийся с войны Кир так погружен в свои страдания, что может только ненавидеть. Он не находит в себе сил, чтобы навестить осиротевшие семьи, передать последнюю весточку от ушедшего в небытие товарища. Всегда проще спрятаться в водке и вручить последнюю волю воина ненадежной почте. И нет никакого дела, что последние минуты так драгоценны близким погибших. Это горе о себе.

Ненависть - проявление трусости. Пусть это выглядит героически: мужественный взгляд, отчаянная драка, нападение на безоружного подлеца с саблей. Но это от бессилия и страха. Конечно, наживаться на горе - подлость, но кто дал право судить и приводить приговоры в исполнение. Много ли хорошего сделал Кир, ради спасения которого люди расстались с жизнью.

Может, стал ученым или инженером, построил дом, вырастил своего ребенка, приютил сироту… Ничего этого не случилось. После его ухода осталась только боль и горечь. Горечь напрасных жертв, боль одинокой материнской старости, боль отвергнутой любви девушки. Он просто в похмельном угаре промотал драгоценный дар, разменял даже не на тридцать сребреников. И тогда наступило банкротство, пришло возмездие. Показательно, что жизнь Кира оканчивается на обочине. На обочине дороги и жизни. Уж сколько раз твердили миру… Еще живы многие из прошедших Афганистан, на наших глазах свершилось возвращение многих из "интернационалистов" к мирной жизни. Далеко не все смогли это сделать. Спивались, кончали жизнь самоубийством те, кто спустя годы так и не смог вернуться с войны.

Из года в год светлый праздник Сретенья Господнего становится праздником тех, кто вернулся после выполнения воинского долга. С каждым годом все больше детей идет рядом со стареющими "афганцами". С каждым годом все меньше становится живых участников тех событий и все больше памятников им на просторах бывшего союза. Теперь, на многочисленных кладбищах городов, сел и деревень российских ставят памятники их детям, рожденным в начале 80-х годов. Или, если повезло, поседевшие мальчики идут возлагать венки рядом с отцами.

И снова детям, как прежде отцам искать в душе свет, идти к добру, побеждать тьму в себе, а не в других. И снова - раскаяние о погибших мирных жителях, обращение к чуждому ранее исламу, понимание горькой истины, что в войне не бывает победителей. Война это всегда разрушенное счастье, не родившиеся дети и погибшие молодые парни, не успевшие стать отцами. Когда такая цена платится за свободу и счастье родины, становится легче. Не на много, но легче душе, принесшей сознательную жертву. Когда же такая война не нужна твоей родине, вернуться с войны гораздо труднее, почти невозможно.

Но все же есть воины духа, сумевшие забыть о собственной душевной боли, чтобы утешить других. Помочь придти к миру в душе, к радости в сердце. Кто-то делает это в миру, кто-то в рамках монастыря любой религии.

"Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие - как часовые"
Владимир Высоцкий

"Каждый выбирает по себе, женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку - каждый выбирает по себе"

Kommentator.ru


Alivefilm.ru © 2008